Нормы вежливости
Вежливость — это хорошие манеры, воспитанность, образованность. Вежливый человек уважительно общается с людьми, готов их выслушать и придти к компромиссному решению. В каждом социуме есть особенности общепринятого поведения, о которых следует знать.
Противоположность вежливости — это грубость, хамство, пренебрежительное и высокомерное отношение к окружающим. Вежливость имеет множество оттенков: можно быть приветливо вежливым (что особенно ценится), почтительно (например, по отношению к старшим) или сдержанно (к незнакомым людям) вежливым и т.д. Можно быть просто учтивым, т.е. держаться правил приличия в любых ситуациях независимо от своего настроения или желания.
Ваша тактичность и вежливость не останется без внимания, и вполне возможно будет вознаграждена неожиданными бонусами от окружающиющих вас людей.
Базовые нормы вежливости
необходимость здороваться при встрече
- мужчина всегда здоровается первым, открывает дверь, уступает место даме
- младшие по возрасту здороваются первыми
- подчинённые также здороваются с начальником первыми
при уходе не забывайте прощаться;
важно попросить прощения когда совершена ошибка, или доставляют неудобство собеседнику)
вежливым будет проявление интереса (то есть, оказать необходимый минимум внимания, например, спросить: «Как дела? »)
не протискиваться, не отталкивать, не толкать локтями присутствующих, чтобы куда-то пробраться
плохой тон перебивать собеседника, тем более, если он старше по возрасту
при просьбах необходимо произносить слово «пожалуйста»
за оказанную помощь или услугу принято говорить «спасибо», «благодарю»
не разговаривать и не смеяться громко, если не все присутствующие находятся в вашей компании
отходить в сторону или уединённое место для телефонных разговоров
пунктуальность всегда является отличительным признаком вежливого человека
Д.Карнеги. Шесть правил, соблюдение которых позволяет понравиться людям
- Искренне интересуйтесь другими людьми.
- Улыбайтесь.
- Помните, что имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
- Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о себе.
- Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
- Внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне.
Д.Карнеги. Правила, соблюдение которых позволяет воздействовать на людей, не оскорбляя их и не вызывая у них чувства обиды
- Начинайте с похвалы, если хотите сделать замечание, и искреннего признания достоинств собеседника.
- Указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно.
- Сначала поговорите о собственных ошибках, а затем уже критикуйте своего собеседника.
- Задавайте собеседнику вопросы, вместо того, чтобы ему чтото приказывать.
- Давайте людям возможность спасти свой престиж.
- Выражайте людям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечайте их успех. Будьте «чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу».
- Создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать.
- Прибегайте к поощрению. Создавайте впечатление, что ошибка, которую вы хотите видеть исправленной, легко исправима; делайте так, чтобы то, на что Вы побуждаете людей, казалось им нетрудным.
- Добивайтесь, чтобы люди были рады сделать то, что вы предлагаете.